Погода дама капризная…Так говорят в народе. И мы все чаще в этом убеждаемся. Каждое лето в Москве после обильных «тропических» ливней можно наблюдать картину начала апокалипсиса, в лучшем случае, декораций к фильму-катастрофе: затопленные улицы, заглохшие в лужах автомобили, прохожие, идущие по пояс в воде по подземным переходам и станциям метро.
Синоптики говорят, что последние годы осадки бьют рекорды. Они стали не только более обильными, но и более мощными. Значительно выросло количество осадков, выпавших за единицу времени. Это все равно, что наливать в бутылку воду через воронку из ведра.
Коммунальщики бьют тревогу. Ливневая система канализации Москвы не справляется с таким потоком воды. Есть низинные части города, которые более подвержены подтоплениям. Например, Хохловский переулок местные жители давно окрестили «Хохловскими прудами».
Так же влияет на данную ситуацию плотность застроек в городе, большое количество асфальта и малое открытого грунта, способного впитывать влагу.
Ливневая канализация столицы требует серьезного вмешательства специалистов данной области. Дело не только в том, что город вырос, а ливнёвка была спроектирована несколько десятилетий назад. Во многих случаях причиной наводнений становятся ошибки проектировщиков и даже разгильдяйство строителей и коммунальных служб.
Эксперты говорят о том, что необходимо совершенствовать систему ливневой канализации города, так как прежние технологии устарели, они не рассчитаны на такие нагрузки. По данному вопросу даже приняты и в экспериментальном порядке осуществлены некоторые решения, пока только на нескольких пешеходных улицах столицы. К слову, эксперимент показал, что проектное решение достойно внимания и продолжения, однако следует обдумать антивандальные меры, ибо часть ливневых решёток все же исчезло.
Проблемой является укладка асфальтного покрытия, точнее её исполнение. Наполовину закатанный в асфальт чугунный дождеприемник - не редкость на наших улицах и дорогах. Но даже идеально ровное дорожное покрытие может стать причиной подтопления. Дождевая вода просто не течет в направлении дождеприемника, равномерно распределяясь по всей дороге, образуя бассейн. Или течёт не в ту сторону.
Не последнюю роль в решении проблемы водоотведения играют и коммунальные службы, которые обязаны следить за состоянием ливневой канализации. Зачастую во время очередного ливня вода не может уходить в канализацию или уходит, но не с заданной скоростью из-за мусора, попавшего в дождеприемники и ливневые решетки. Частично вина в происходящем лежит и на жителях и гостях столицы, хотя мусора на улицах Москвы, по словам заместителя мэра по вопросам ЖКХ Петра Бирюкова, стало в разы меньше. Забитые грязью и пылью водоотводные лотки и желоба не пропускают осадки. Их необходимо прочищать, как и дождеприемники.
Подводя итоги выше изложенного можно утверждать, что Москву ждут перемены в политике дорожного строительства и, кроме изменения нормативов и синхронизации работы всех городских служб, необходимо вводить совершенно новые схемы устройства ливневой канализации, опираясь, например, на опыт зарубежных коллег, которые даже из цветочной клумбы научились делать отличный дождеприемник. Эстетичность, эргономичность и функциональность – вот девиз будущего!